Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- Коррекция звукопроизношения.
- Обучение навыкам словообразования и словоизменения.
- Накопление и совершенствование словаря.
- Развитие фонематического слуха и фонематических процессов.
- Развитие грамматической стороны речи.
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
- Развитие связной речи.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать учителя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие пространственной ориентировки);
- профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
Чем поможет логопед первокласснику?
- Научит четко говорить.
- Научит задавать и отвечать на вопросы.
- Научит вслушиваться в речь.
- Научит понимать речь окружающих.
- Научит читать, писать.
- Предупредит ошибки на письме и при чтении.
Что включают в себя логопедические занятия?
- Дыхательную гимнастику, она укрепляет организм, речь становится плавной, ритмичной. Не умеющего правильно дышать ребенка можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. При правильном дыхании во время вдоха – грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему. Мы формируем речевое дыхание, когда воздушная струя идет по язычку. Поэтому дуем на язычок.
- Артикуляционную гимнастику, она укрепляет мышцы лица и речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти).На каждую группу звуков разработан свой комплекс артикуляционной гимнастики.
- Пальчиковую гимнастику, развитие мелкой моторики способствует стимуляции речи.
- Логоритмику – то есть согласование движений с речью под музыку.
- Самостоятельную двигательную и речевую активность – развитие умения вести диалог, в активной позиции, умение слушать и задавать вопросы.
- Обучение чтению и письму - учимся писать под диктовку и отрабатываем орфографические правила.
- Развлечения (игры, загадки, викторины) – повышают качественный уровень речевого развития ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий