среда, 10 апреля 2013 г.

Карта обследования речи ученика

по Фотековой Т.А
Дата обследования «…………..»  «…………………..»  200…. г.
Ф.И.О.…………………………………………………………………….
Дата рождения ………………………………………………………………….
Класс  …………….  Дата поступления в школу  …………………………….
Где обучался  ……………………………………………………………………
Психологические особенности…………………………….…………………
…………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………….
Данные общего и речевого анамнеза  ………………………………………
…………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………….

СОСТОЯНИЕ ОРГАНОВ СЛУХА И НОСОГЛОТКИ.
……………………………………………………………………………………….

ДАННЫЕ ОКУЛИСТА.
……………………………………………………………………………………….

НАЛИЧИЕ ДРУГИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….

СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ,
ВЕДУЩАЯ РУКА.
……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….

СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
Губы, их подвижность  ……………………………………………………….
Зубы  ……………………………………………………………………………
Прикус  ………………………………………………………………………….
Язык, его подвижность  …………………………………………………………
Небо  ……………………………………………………………………………

ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ.
1.      Голос (нормальный, тихий, громкий, фальцет на фоне грудного регистра, монолизация) ………………………………………………………
2.      Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, нижнереберное)…….
3.      Выразительность ……………...…………………………………………….
4.      Темп (быстрый, медленный, нормальный) ………………………………
5.      Ритм (правильное употребление пауз в речевом потоке)……………
…………………………………………………………………………
6.      Дикция (четкая, нечеткая) ………………………………………………….

ИСЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ.
1.Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Ба-па
Па-ба
Са-за
За-са
Жа-ша
Ша-жа
Са-ша
Ша-са
Ла-ра
Ра-ла
Ма-на-ма
На-ма-на
Да-та-да
Та-да-та
Га-ка-га
Ка-га-га
За-са-за
Са-за-са
Жа-ша-жа
Ша-жа-ша
Са-ша-са
Ша-са-ша
Ца-Са-ца
Са-ца-са
Ча-тя-ча
Тя-ча-тя
Ра-ла-ра
Ла-ра-ла
Оценка: 1 балл — точное и правильное воспроизведение в  темпе предъявления; 0,5 балла — первый член воспроизводится правиль­но, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па); 0,25 бал­ла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестанов­кой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
2.Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.
губы в улыбке …………………………………………………………………….
губы «трубочкой» …………………………………………………………………
язык «лопаткой» ………………………………………………………………….
язык «иголочкой» …………………………………………………………………
язык «чашечкой» …………………………………………………………………
щелканье языком …………………………………………………………………
«вкусное варенье» ……………………………………………………………….
«качели» …………………………………………………………………………
«маятник» ………………………………………………………………………….
чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка» ………………………
Оценка: 1 балл — правильное выполнение движения с точным со­ответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов — невыполнение движения.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
 3. Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова.


  • собака — маска — нос;
  • сено — василек — высь;
  • замок — коза;
  •  зима — магазин;
  •  цапля — овца — палец;
  • шуба — кошка — камыш;
  • жук — ножи;
  • щука — вещи — лещ;
  • чайка — очки — ночь;
  • рыба — корова — топор;
  • река — варенье — дверь;
  • лампа — молоко — пол;
  • лето — колесо — соль.


Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре — это наиболее часто подвергающиеся нарушени­ям согласные (1 группа — свистящие С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц; 2 — ши­пящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 — Л, ЛЬ; 4 — Р, РЬ) и пятая группа — остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г, К, X и их мягкие варианты, звук Й, слу­чаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков). Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла — один или несколько зву­ков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятель­ной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно; 0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях под­вергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки С, 3, Ц, а СЬ и ЗЬ сохранны). Баллы, начисленные за каждую из пя­ти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все зада­ние — 15.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на максимальное число баллов за все задание и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова:
Инструкция: повторяй за мной слова.
скакалка                                                          танкист
космонавт                                                       милиционер
сковорода                                                        кинотеатр
перепорхнуть                                                  кораблекрушение
аквалангист                                                     термометр
Оценка: 1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла — замедленное послоговое воспроизве­дение; 0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 бал­лов — невоспроизведение.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………

ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА.
1. Сколько слов в предложении?
  • День был тёплый.
  • Около дома росла высокая берёза.


2. Сколько слогов в слове?
  • Дом
  • Карандаш


3. Определи место звука в слове:
  • Первый звук в слове «крыша»  
  • Третий звук в слове «школа» 
  • Последний звук в слове «стакан» 


4. Сколько звуков в слове?
  • Рак
  • Сумка
  • Диктант


               Оценка: 1 балл — правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла — правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.
                  Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………


ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
1. Повторение предложений. 
  • Наступила осень.
  • Птичка свила гнездо.
  • Над водой летали белые чайки.
  • В саду было много красных яблок.
  • Земля освещается солнцем.
  • Ранней весной затопило весь наш луг.
  • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
  • Медведь нашёл под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
  • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
  • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

2. Верификация предложений
Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
  • Девочка гладит утюгом.
  • Дом нарисован мальчик.
  • Мальчик умывается лицо.
  • Собака вышла в будку.
  • Березки склонились от ветра.
  • Солнце освещается землей.
  • По морю плывут корабль.
  • У Нины большая яблоко.
  • Хорошо спится медведь под снегом.
  • Над большим деревом была глубокая яма.


Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 баллов – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями; 0, 25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена; 0 баллов – ошибка не выявлена.

3. Составление предложений из слов в начальной форме: 
  • Мальчик, открывать, дверь.
  • Девочка, читать, книжка.
  • Доктор, лечить, дети.
  • Рисовать, карандаш, девочка.
  • В, сад, расти, вишня.
  • Сидеть, синичка, на ветка.
  • Груша, бабушка, внучка, давать. 
  • Витя, косить, трава, кролики, для. 
  • Миша, дать, собака, большая кость.
  • Петя, купить, шар, красный, мама.
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4. Добавление предлогов в предложение
  • Лена наливает чай…чашку.
  • Почки распустились…деревьях.
  • Лодка плывет....озеру.
  • Чайка летит….водой.
  • Птенец выпал....гнезда.
  • Деревья шумят….ветра.
  • Последние листья падают….березы.
  • Щенок спрятался….крыльцом.
  • Пес сидит….конуре.
  • Большая толпа собралась….театром.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи:
1 — стимулирующая («Неверно, подумай еще») и
2 – в виде вопроса к попущенному предлогу (путники пробирались куда?)

Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов — неэффективное ис­пользование помощи как первого, так и второго вида.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Один стол, а много –это                      Стол, а много чего?
   Стул –                                                        Стул –             
         Окно –                                                        Окно –
         Звезда –                                                    Звезда –
         Ухо –                                                           Ухо -
Оценка: 1 балл  — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла— форма обра­зована неверно; 0 баллов — невыполнение.
Обработка результатов:
Количество баллов по всей серии делим на количество проб (50) и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1.      У кошки – котята, а

·         У козы –
·         У волка –
·         У утки –
·         У лисы –
·         У льва –
·         У собаки -
·         У курицы -
·         У свиньи -
·         У коровы -
·         У овцы -
2.      Образование существительных в уменьшительной форме
Инструкция: большой мяч, а маленький  - это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять.
          Стол                                                                    Стул
          Дом                                                                     Снег
    Дерево

3.      Образование прилагательных от существительных.
А) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – она бумажная.
Шляпа из соломы –                                Кисель из клюквы –
Горка изо льда –                                     Салат из моркови –
Варенье из вишни –                               Суп из грибов –
Варенье из яблок –                                Варенье из сливы –
Варенье из малины –                             Варенье из клубники –
Варенье из черники –                            Лист дуба –
Лист клена –                                          Лист осины –
Шишка ели –
Б) Качественных
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а ….
 Волка за жадность –                             Зайца за трусость –
  Медведя за силу –                                Льва за смелость –
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если…
Мороз –
Солнце 
Дождь –
Ветер –
Холод –


       В) Притяжательных
Инструкция:  у собаки лапа собачья, а у…
  Кошки –                                                Медведя –
  Волка –                                                  Льва –
  Лисы –                                                   Зайца –
  Белки –                                                  Гнездо орла –
  Клюв птицы –                                       Ружье охотника -
Оценка: для всех заданий серии осуществляется по общим крите­риям: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 бал­ла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.
Обработка результатов:
Количество баллов по всей серии делим на количество проб (50) и умножаем на 100%.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ
ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ.
1.      Покажи ключ, карандаш. Покажи карандашом ключ. Карандаш ключом.
2.      Нарисуй круг под крестом. Крест под кругом.
3.      Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето перед весной?
4.      Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
5.      Сашу ударил Коля. Кто драчун?
6.      Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
7.      Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0 баллов – неверный ответ.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб(10) и умножаем на 100%.

Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
1) Критерий смысловой целостности: 5 баллов — рассказ со­ответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, располо­женные в правильной последовательности; 2,5 балла — допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл т выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла» или рассказ не за­вершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.
2)    Критерий лексико-грамматического оформления высказы­вания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически пра­вильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблю­даются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл — встречаются аграмматизмы, далекие словесные за­мены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов — рассказ не оформлен.
3) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 бал­лов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла — картинки разложены стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов — невыполнение задания даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
1) критерий смысловой целостности: 5 баллов — воспроизве­дены все основные смысловые звенья; 2,5 балла - смысло­вые звенья воспроизведены с незначительными сокращения­ми; 1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посто­ронней информации; 0 баллов – невыполнение.
2) критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов —пересказ составлен без нарушений лексических и граммати­ческих норм; 2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления выска­зываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов — пересказ не доступен.
3) критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл — пересказ по вопросам; 0 баллов — пересказ даже по вопросам не дос­тупен.
Обработка результатов: Баллы за рассказ и пересказ складываются по всем трем критериям, делятся на максимальное количество баллов (30) и умножается на 100 %.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
ЧТЕНИЕ
Характеристика владения техникой чтения, ошибки при чтении понимание прочитанного.
Вывод:………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………


ПИСЬМО
·         Списывание
·         Письмо под диктовку
·         Изложение
Обработка результатов.
Дисграфические ошибки.                         Орфографические ошибки
4 балла (100%) -  0- 2ошибки            4 балла (100%) -  0- 2ошибки
3 балла (75%)  - 3 – 5 ошибок            3 балла (75%)  - 3 – 5 ошибок
2 балла (50%) - 6 - 10 ошибок           2 балла (50%) - 6 - 10 ошибок
1 балл (25%) - 11 и более                   1 балл (25%) - 11 и более
Вывод:…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

ПЛАН РАБОТЫ.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ.

Учащегося ………………………………………………………………………

\s


1 – фонематическое восприятие
2 – артикуляционная моторика;
3 – звукопроизношение;
4 – слоговая структура слова;
5 – навыки языкового анализа;
6 – грамматический строй речи;
7 – словарь и словообразовательные процессы;
8 – понимание логико-грамматических отношений;
9 – связная речь.
10 – дисграфические ошибки;
11 – орфографические ошибки.

4 комментария:

  1. Большое спасибо за пример Речевой карты!

    Шестакова С.С.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Данная речевая карта обследования устной и письменной речи по методике Т.А.Фотековой

      Удалить
  2. Добрый день, вы совершенно правы, данная речевая карта, составлена по методике Фотекой Т.А.

    ОтветитьУдалить
  3. Harrah's Lake Tahoe, Stateline, NV, US - Mapyro
    Find 충주 출장마사지 hotels near Harrah's 청주 출장마사지 Lake Tahoe in Stateline, NV, United States. 777 Harrahs Blvd, Stateline, NV 89103. Map. 전주 출장마사지 Rating: 사천 출장마사지 3.2 · ‎9 동두천 출장안마 reviews

    ОтветитьУдалить